Поиск

Правонарушения при проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и законодательством РФ о выборах и референдумах».

Статьей 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения правил организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также проведение указанных несанкционированных массовых акций и активное участие в них в непосредственной близости от территории объектов, производящих и использующих атомную энергию либо обеспечивающих хранение ядерных материалов или радиоактивных веществ.

В указанной статье сформулирован ряд составов административных правонарушений, связанных с:

- нарушением установленного порядка организации массовых акций;

- вовлечением несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния;

- нарушением установленного порядка их проведения организаторами данных акций;

- нарушением установленного порядка проведения массовых мероприятий их участниками (в том числе, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры).

А также составы правонарушений, выражающихся в организации либо проведении массовых акций, а равно в активном участии в них в непосредственной близости от территорий объектов, связанных с атомной энергией.

К организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Нарушения порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут быть совершены путем:

- несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.;

- нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;

- ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;

- неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти Субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

- нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

Признак непосредственной близости необходимо понимать как проведение массовой акции на границе или рядом с ограждающими (защищающими) соответствующий объект устройствами, например стеной, забором, полосой безопасности, контрольно-пропускным пунктом, либо проведение массовой акции приводит к осложнению выполнения персоналом названных в ст. 20.2 КоАП РФ объектов служебных обязанностей или создает угрозу безопасности населения и окружающей среды.

К административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП РФ, могут быть привлечены граждане, должностные лица, юридические лица. В зависимости от состава правонарушения, предусмотренного положениями названной статьи, в качестве наказания при рассмотрении дела об административном правонарушении может быть назначен:

1) гражданам:

- административный штраф (от 10 тыс. руб. до 300 тыс. руб.);

- обязательные работы на срок до 200 часов;

- административный арест на срок до 30 суток.

2) должностным лицам - административный штраф (от 15 тыс. руб. до 600 тыс. руб.);

3) юридическим лицам - административный штраф (от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб.).

УЧАСТНИКУ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЙ ТАКЖЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

"Право каждого человека на жизнь охраняется законом" (ст. 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод);

"Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (ст. 45 Конституции РФ);

"Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно" (ст. 48 Конституции РФ);

"Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно…" (ст. 41 Конституции РФ)

В СЛУЧАЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ, ЗАДЕРЖАННОЕ ЛИЦО ИМЕЕТ ПРАВО:

- на уведомление родственников о задержании ("По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (ч.3 ст. 27.3. КоАП РФ));

- знать основания задержания, сведения, содержащиеся в протоколах и других материалах дела; давать объяснения; заявлять ходатайства; пользоваться юридической помощью защитника ("Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения" (ч.2 ст. 48 Конституции РФ), "Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии КоАП РФ» (ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ), "… должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы…" (ч.2 ст.24 Конституции РФ), "Физическому лицу … должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу" (п.4 ст.28.2. КоАП));

- не давать показания против себя и своих родственников ("Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…" (ч.1 ст.51 Конституции РФ));

- на получение медицинской помощи "Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи" (ч.1 ст.26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан");

- на соблюдение сроков задержания ("Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов" (ч.2 ст.22 Конституции РФ),"Срок административного задержания не должен превышать три часа" (ч.1 ст.27.5 КоАП РФ)."Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов" (ч.3 ст.27.7.КоАП РФ));

- на человеческое отношение ("Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию" (ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). "Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению" (ч.3 ст.5 Федерального закона "О полиции");

- на обжалование действий должностных лиц (" Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (…), должностного лица, государственного или муниципального служащего (…), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров» (ч.1 ст. 218 КАС РФ).

За неоднократное (*привлечение к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение ста восьмидесяти дней) нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования статьей 212.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность!

Такое нарушение наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Недавние посты

Смотреть все

Корректировка таможенной стоимости и принудительное взыскание таможенных платежей

Споры, связанные с возвратом (зачетом) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, а также с уплатой процентов, начисленных на такие платежи в связи с нарушением таможенными органам

Самозащита на дороге

(примерные действия водителя при составлении протокола об административном правонарушении сотрудником ДПС, повышающие перспективы прекращения дела) Если вас остановил инспектор ДПС и сообщил, что в от