Поиск

Корректировка таможенной стоимости и принудительное взыскание таможенных платежей

Споры, связанные с возвратом (зачетом) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, а также с уплатой процентов, начисленных на такие платежи в связи с нарушением таможенными органами срока их возврата - наиболее распространенная категория споров в судебной практике таможенных органов.

Среди судебных дел указанной категории достаточно распространенными являются дела, в которых основными спорными вопросами, подлежащими разрешению, являются вопросы:

1) определения и исчисления сроков для обращения участников ВЭД за возвратом излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, а также начисления процентов на суммы таких платежей в случаях их несвоевременного возврата таможенными органами.

2) оспаривания таможенной стоимости товаров и правомерности ее корректировки таможенными органами.

Первый вопрос. Таможенные органы говорят о годичном сроке, установленном таможенным законодательством, который с их точки зрения должен являться пресекательным, однако такая позиция не поддерживается судами, приходящими к выводу о том, что лицо вправе обратиться в арбитражный суд с имущественным требованием о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины, налога в течение общего трехлетнего срока исковой давности, установленного п. 1 ст. 196 ГК РФ, с момента, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Что касается споров, связанных с начислением и выплатой процентов при возврате излишне взысканных таможенных платежей, позиция судов в большинстве случаев, как правило, следующая - независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных платежей, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных пошлин, налогов они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

По второму вопросу для наглядности приведу пример достаточно типовой ситуации, в которой в итоге судебного разбирательства суд признает незаконным факт корректировки таможенными органами заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, влекущей увеличение суммы таможенных платежей, и обязывает таможенные органы вернуть излишне взысканные ими таможенные платежи.

Как известно, декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих документов.

Методов определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, существует шесть:

1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами (на данный момент самый рас- пространенный метод определения таможенной стоимости; алгоритм расчета та- моженной стоимости следующий: суммируется стоимость товара в стране проис- хождения по инвойсу и стоимость доставки товара до таможенной границы ЕАЭС, итоговая сумма — база для расчета таможенной пошлины и НДС);

2) по стоимости сделки с идентичными товарами (стоимость сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости);

3) по стоимости сделки с однородными товарами (формально его применение не отличается от метода 2, за исключением понятия «однородные товары» — товары, которые не являются полностью идентичными, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять такие же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми);

4) на основе вычитания стоимости (базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) или идентичные либо однородные товары были проданы наибольшей агрегированной партией на территории ЕАЭС в неизменном состоянии; из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость);

5) на основе сложения стоимости (на основе учета издержек производства товаров, к которым добавляется сумма прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в государствах — участниках Таможенного союза);

6) резервный метод (применяется в случае невозможности определения таможенной стоимости вышеперечисленными методами).

Из приведенных методов каждый последующий может применяться только при отсутствии оснований применения предыдущего.

При определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим декларацию таможенной стоимости (далее – ДТС), должен быть представлен ряд документов, в том числе:

- внешнеторговый договор купли-продажи, действующие приложения, дополнения и изменения к нему;

- счет-фактура (инвойс);

- банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;

- страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке, погрузке, разгрузке или перегрузке товаров;

- договор об оказании посреднических услуг, счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки

- и другие документы.

Декларант, как правило, представляет в таможенный орган все имеющиеся у него основные документы в подтверждение заявленной таможенной стоимости, однако таможенный орган по тем или иным причинам считает, что представленные документы и сведения недостаточны для принятия решения по заявленной таможенной стоимости, в связи с чем, принимает решение о проведении дополнительной проверки, в котором требует представить в указанный срок дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара. Товар тем временем выпускается под обеспечение уплаты таможенных платежей.

Далее таможенный орган запрашивает дополнительные документы, и декларант представляет документы (либо часть документов), которые, по его мнению, также подтверждают заявленную при оформлении таможенную стоимость (например, прайс-лист производителя товаров; бухгалтерские документы о постановке товаров на учет; расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке РФ; документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших контракт, договор реализации товара c товарной накладной и счет-фактурой; экспортную декларацию). Тем не менее, таможенный орган находит, как правило, надуманные основания для корректировки таможенной стоимости и ее расчете по резервному (6-му) методу определения таможенной стоимости и, соответственно, принимает Решение о корректировке таможенной стоимости, направляет в адрес декларанта форму корректировки декларации на товары (далее - КДТ) и декларации таможенной стоимости формы (ДТС-1 и ДТС-2). Также таможенный орган производит зачет денежного залога, внесенного по таможенной расписке в счет оплаты таможенных платежей по поданной таможенной декларации. Требованием об уплате таможенных платежей таможня также обязывает декларанта уплатить пени в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров.

Декларант не соглашается с принятым решением о корректировке таможенной стоимости и считает его незаконным, аргументируя свое мнение следующим.

Определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС при их ввозе в РФ, осуществляется в соответствии ТК ЕАЭС.

Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами законодательством ограничены, однако декларант логично утверждает, что это не тот случай.

Таможенный орган в решении о проведении дополнительной проверки указывает, что им проведен сравнительный анализ заявленного уровня таможенной стоимости рассматриваемых товаров с ценами идентичных/однородных товаров, оформляемых в регионе деятельности таможни, по результатам которого выявлено, что заявленная таможенная стоимость рассматриваемых товаров ниже, чем стоимость сделок с идентичными/однородными товарами.

Для того чтобы не применять 1-й метод определения таможенной стоимости, таможенные органы должны иметь в наличии безусловные доказательства своих сомнений. Такой вывод подтверждается судебной практикой.

Кроме того, определение таможенной стоимости товара для целей ее последующей корректировки таможенный орган осуществляет на основании данных, содержащихся в базе «Мониторинг-Анализ», применяемой таможенными органами, что не соответствует положениям действующих норм законодательства. Такой вывод в свою очередь также давно подтверждается судебной практикой.

В решении о проведении дополнительной проверки, как правило, не указываются конкретные признаки недостоверности таможенной стоимости, таможенный орган направляет запрос о представлении дополнительных документов без достаточного объективного обоснования, каким образом отсутствие этих документов повлияло на невозможность принятия заявленной декларантом таможенной стоимости.

Кроме того, непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов рассматривается в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформлении и определения таможенной стоимости товара.

Перечисленная документация и сведения, представленные в таможенный орган при декларировании товаров, а также в рамках проведения дополнительной проверки являются достаточными для определения таможенной стоимости по выбранному декларантом методу, однако, таможенный орган определил таможенную стоимость по резервному методу, без надлежащего обоснования причин не использования предыдущих методов.

При принятии решения об отказе декларанту в применении 1-го метода определения таможенной стоимости товаров (по цене сделки) и об определении этой стоимости товаров по шестому (резервному) методу таможенный орган обязан подтвердить:

1) наличие оснований, исключающих применение первого метода;

2) отсутствие сведений, позволяющих применить второй, третий, четвертый и пятый методы;

3) правильность применения шестого (резервного) метода.

Незаконность действий таможни по какому-либо одному из указанных этапов корректировки таможенной стоимости товаров влечет незаконность всего решения таможни о внесении изменений в ДТ.

Применение резервного метода допускается только в случае невозможности применения других методов. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов. Сами по себе сомнения таможенного органа и отличие цены ввезенного товара от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, не являются основанием для корректировки и взыскания дополнительных таможенных платежей, а являются основанием для проведения таможенным органом проверочных мероприятий.

Применяя информацию, содержащуюся в базе данных «Мониторинг-Анализ» иных участников ВЭД, таможенный орган не мог учесть такие характеристики, как качество товара, однородность товара, схожесть характеристик и компонентов, качество, репутация и наличие товарного знака по тому основанию, что они не оговорены контрактом и не были известны таможенному органу. Следовательно, таможенный орган необоснованно применяет резервный метод, использовав информацию, содержащуюся в базе данных.

Таким образом, во многих случаях таможенный орган не доказывает невозможность использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости и фактически не может опровергнуть достоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, не может установить зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий и доказать обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости, поскольку ценовая информация, использованная таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товара, не сопоставляется с конкретными условиями осуществленной сделки.

В итоге такое Решение таможенного органа о внесении изменений в ДТ (о корректировке таможенной стоимости товаров) суд признает незаконными и возлагает на таможенный орган обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия таможенной стоимости товара с применением 1-го метода определения таможенной стоимости.

P.S.: Следует заметить, что обратиться в суд Заявитель может с разными требованиями в зависимости от конкретной ситуации:

1) признать незаконным действия (бездействие) таможенного органа (например, при отказе в рассмотрении соответствующего заявления, направленного в таможенный орган, нерассмотрении таможенным органом заявления вообще, либо в принятии решения, которое не соответствует требованиям закона или фактическим обстоятельствам дела;

2) взыскать с таможенного органа суммы излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин (налогов);

3) взыскать с таможенного органа проценты за нарушение сроков, установленных для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин/налогов, или за необоснованное взыскание таможенных пошлин/налогов.

Соответственно, решения судов тоже могут быть сформулированы по-разному:

1) признать решение о корректировке таможенной стоимости незаконным и возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия 1-го метода определения таможенной стоимости;

2) обязать таможенный орган рассмотреть заявление по существу;

3) взыскать с таможенного органа определенную сумму;

4) отказать в удовлетворении заявленных требований.

К слову, в зависимости от конкретной ситуации и механизм предварительных досудебных действий участника ВЭД для оспаривания решения о корректировке таможенной стоимости и возврата излишне уплаченных (взысканных) взысканных таможенных платежей, может быть разный. Ввиду этого и срок оспаривания решения о корректировке таможенной стоимости как ненормативного акта госоргана тремя месяцами может не ограничиваться… Но это уже другая история…


/За основу данной статьи взята научная статья автора «Принудительное взыскание таможенных платежей как мера административно-правового принуждения», опубликованная в «Вестнике СПбГУ». Сер. 14. 2016. Вып. 1 . © Сафоненков П.Н., 2016

Недавние посты

Смотреть все

Самозащита на дороге

(примерные действия водителя при составлении протокола об административном правонарушении сотрудником ДПС, повышающие перспективы прекращения дела) Если вас остановил инспектор ДПС и сообщил, что в от