Поиск

Административное преследование таможенными органами

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ( далее - АП) – первая стадия производства по делу (за этой стадией следуют: рассмотрение дела; пересмотр постановления и решения по делу (факультативная стадия); исполнение постановления по делу)

ПОВОДАМИ К ВОЗБУЖДЕНИЮ ДЕЛА ОБ АП ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЯВЛЯЮТСЯ (ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ):

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об АП, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события АП;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

ДЕЛО ОБ АП МОЖЕТ БЫТЬ ВОЗБУЖДЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ФОРМАХ:

1. Упрощенная (без составления протокола об административном правонарушении).

Такая форма возможна при условии, если административное наказание не представляет серьезной опасности и не влечет вредных последствий. Формальными признаками подобной незначительности административного правонарушения выступают вид административного наказания и его размер.

Согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об АП не составляется, а выносится постановление по делу об АП.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об АП, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об АП, который приобщается к вынесенному в соответствии с ч.1 ст. 28.6 КоАП РФ (ч.2 ст. 28.6 КоАП РФ).

При назначении административного наказания без составления протокола таможенными органами используются постановления образца, установленного письмом ФТС России от 26.09.2012 № 01-11/48291 «О применении статьи 28.6 КоАП России», которым также определены размеры административных штрафов, назначаемых без составления протокола об АП (см. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136534/).

2. Обычная (без проведения административного расследования).

В этом случае после выявления совершения административного правонарушения немедленно составляется протокол об АП.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования (ст. 28.5 КоАП РФ).

3. Особенная (с проведением административного расследования).

В случаях если после выявления административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, производится административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ).

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об АП, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения АП.

Срок расследования дела о нарушении таможенных правил (16 Глава КоАП РФ) – 1 мес. Может быть продлен до 6 мес. (ст. 28.7 КоАП РФ)


КАКИЕ ДЕЛА ОБ АП ВОЗБУЖДАЮТ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ?


Большинство дел об административных правонарушениях, возбуждаемых таможенными органами, приходятся на гл. 16 КоАП РФ (Административные правонарушения в области таможенного дела (Нарушение таможенных правил)) (ст. 16.1—16.24), которая устанавливает административную ответственность за нарушения таможенных правил. Но кроме этого, на практике таможенные органы, как правило, выявляют и административные правонарушения в области:

- валютного законодательства — ст. 15.25 КоАП РФ (Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования);

- предпринимательской деятельности — ст. 14.10 КоАП РФ (Незаконное использование товарного знака);

- охраны собственности — ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ (Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав);

- административные правонарушения, связанные с неуплатой административного штрафа — ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ).

А также – по ст. ст. 6.15, 6.16, 6.33, ч. 4 ст. 8.28.1, ст. 11.14, 11.15, 14.50, ч.1 ст. 15.6, ч.2 ст. 15.7, статьями 15.8, 15.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. 1 ст. 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ (см. ст. 28.3 КоАП РФ).


ДЕЛО ОБ АП СЧИТАЕТСЯ ВОЗБУЖДЕННЫМ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ С МОМЕНТА (учитывая ст. 28.1 КоАП РФ):

- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставления; административного задержания; личного досмотра, досмотра вещей, досмотра транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно);

- составления протокола об АП или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об АП;

- вынесения определения о возбуждении дела об АП при необходимости проведения административного расследования,

- вынесения постановления по делу об АП по упрощенной форме.


ЛИЦО, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ВЕДЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АП

(ст. 25.1 КоАП РФ)


ВПРАВЕ:

- знакомиться со всеми материалами дела,

- давать объяснения,

- представлять доказательства,

- заявлять ходатайства и отводы,

- пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Лицу, в отношении которого возбуждается дело об АП, не стоит отказываться от участия в возбуждении дела, своевременном получении копии протокола по делу или определения о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования, или постановления прокурора. В случае, если данное лицо уведомлено о проведении процессуальных действий, уклонение от участия в них не будет являться основанием для отложения проведения данных действий. Уклонение от участия в возбуждении дела фактически будет являться отказом от реализации прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, на данном этапе!

Необходимо обратить внимание, что давать объяснение по делу об АП – не обязанность, а право лица, в отношении которого ведется производство по делу (его законного представителя), поэтому его никто не может заставить это сделать, однако для правильного изложения позиции по делу предоставлять письменное объяснение все же необходимо. В связи с этим, объяснение по делу правильнее подготавливать и приобщать к материалам дела после консультации с защитником c учетом сформулированной с его помощью линии защиты!

Защиту прав физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители, которыми являются его родители, усыновители, опекуны или попечители (ст. 25.3 КоАП РФ).

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ).

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.


ПОТЕРПЕВШИЙ – физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ст. 25.2 КоАП РФ) (актуально в случае возбуждения таможенными органами дел об АП по ч.1 ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ, по которым потерпевшими являются правообладатели авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ) и товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ)


ВПРАВЕ:

- знакомиться со всеми материалами дела,

- давать объяснения,

- представлять доказательства,

- заявлять ходатайства и отводы,

- пользоваться юридической помощью представителя,

- обжаловать постановление по делу.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, в производстве по делу об АП может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель (ст. 25.5 КоАП РФ).

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об АП c момента возбуждения дела!


В самом начале административного преследования (или при обнаружении предпосылок к этому) для своевременного выстраивания правильной линии защиты и реализации предусмотренных законодательством прав желательно, как можно раньше обращаться к специализирующемуся на таких делах адвокату!


Недавние посты

Смотреть все

Корректировка таможенной стоимости и принудительное взыскание таможенных платежей

Споры, связанные с возвратом (зачетом) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, а также с уплатой процентов, начисленных на такие платежи в связи с нарушением таможенными органам

Самозащита на дороге

(примерные действия водителя при составлении протокола об административном правонарушении сотрудником ДПС, повышающие перспективы прекращения дела) Если вас остановил инспектор ДПС и сообщил, что в от